Дайджест новостей правового регулирования финансовых рынков - МФО
Банк России опубликовал Дайджест новостей правового регулирования финансовых рынков за I квартал 2021 года.
Деятельность микрофинансовых организаций
Министерство финансов Российской Федерации разъяснило вопросы, связанные с применением МФО контрольно-кассовой техники (письмо Минфина России от 26.02.2021 №30-01-15/13398 «О применении контрольно-кассовой техники»).
Применение контрольно-кассовой техники в силу Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» обязательно для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты на территории Российской Федерации. Для целей указанного закона под расчетами также понимается предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей).
Как разъясняет Минфин России, в данном случае предоставление займа следует рассматривать как изменение срока исполнения обязательства оплатить товар в рамках осуществления расчетов. Например, при погашении займа при купле-продаже покупатель оплачивает ранее полученные товары.
При осуществлении деятельности МФО предоставление микрозайма – это самостоятельная услуга, не являющаяся частью расчетов, поэтому применение контрольно-кассовой техники не требуется.
Минфин России обращает внимание, что при предоставлении МФО услуг, не связанных с микрофинансированием, расчеты за данные услуги должны осуществляться с использованием контрольно-кассовой техники.
Минэкономразвития России принят приказ об утверждении требований к реализации мероприятий по созданию и (или) развитию субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на развитие МСП (приказ Минэкономразвития России от 26.03.2021 №142 «Об утверждении требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации, направленных на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»).
ГМФО создаются в целях льготного доступа субъектов малого и среднего бизнеса к заемным средствам. Для стимулирования создания и развития ГМФО субъектам Российской Федерации предоставляются субсидии. Субсидии предоставляются в год создания ГМФО или наличия обязательства субъекта по созданию ГМФО.
Приказ предусматривает, что для предоставления субъекту субсидии ГМФО должна соответствовать определенным требованиям. Среди них:
– ГМФО использует предоставленные в рамках государственных программ денежные средства исключительно для кредитования представителей малого и среднего бизнеса, а также лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»;
– ГМФО размещает временно свободные денежные средства, полученные из бюджета, во вклады (депозиты) в кредитных организациях, отобранных по результатам открытого конкурса;
– ГМФО должна самостоятельно разрабатывать технологии оценки кредитоспособности субъектов МСП, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»;
– максимальный срок микрозайма, предоставленного ГМФО, должен составлять три года;
– ГМФО обязана использовать предложенный алгоритм определения процентной ставки (зависимость от ключевой ставки Банка России, наличия обеспечения и отнесения осуществляемых видов деятельности к приоритетным);
– деятельность ГМФО должна соответствовать определенным показателям (достаточность собственных средств, эффективность размещения средств, операционная самоокупаемость, операционная эффективность и другое).
Также приказ определяет требования к ГМФО второго уровня (ГМФО, единственным участником которой является субъект Российской Федерации). Приказ вступает в силу с 01.06.2021.
Банк России намерен регламентировать сроки предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности МКК, а также внести изменения в формы отчетности МФО (проект указания Банка России «О внесении изменений в Указание Банка России от 03.08.2020 №5523-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности микрофинансовых компаний и микрокредитных компаний, порядке и сроках представления микрофинансовыми компаниями в Банк России аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, порядке и сроках раскрытия микрофинансовыми компаниями бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности» (по состоянию на 01.03.2021).
Срок предоставления годовой бухгалтерской отчетности МКК будет аналогичен сроку предоставления годовой бухгалтерской отчетности МФК – не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Также предлагается расширить перечень предоставляемых данных по формам «Отчет о микрофинансовой деятельности МФК» и «Отчет о микрофинансовой деятельности МКК» для надзорных и регуляторных целей.
Банк России сообщает о равнозначности для МФО выписки из реестра в электронном виде и ранее выдаваемого бумажного свидетельства (информация Банка России «Выписка из реестра заменяет для МФО бумажное свидетельство», размещенная на официальном сайте 05.02.2021).
С 11.01.2021 при внесении Банком России сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций этому юридическому лицу направляется выписка из реестра в электронном виде.
Данная выписка выполняет те же функции, что и ранее выдаваемое свидетельство, и может быть предоставлена потребителю как подтверждение права организации работать на рынке микрофинансирования.