Налоговые органы не ограничены в способах оценки размера необоснованной налоговой выгоды
На сайте Консультант Плюс размещено Письмо Минфина России от 14.01.2019 N 03-12-11/1/746О "О способах оценки размера необоснованной налоговой выгоды, выявленной в рамках налоговых проверок, и взыскании налога при изменении юридической квалификации сделки".
Выявленная (доказанная в рамках выездной или камеральной налоговой проверки) необоснованная налоговая выгода в виде уменьшения налоговой обязанности предполагает ее суммовую оценку.
Сообщается, что НК РФ:
не предусматривает закрытый перечень способов оценки размера необоснованной налоговой выгоды в целях доначисления налогов и сборов по результатам налоговых проверок;
не содержит запрета на использование методов, установленных главой 14.3 НК РФ, в целях определения размера необоснованной налоговой выгоды.
Отмечено также, что, в случае если обязанность организации по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, взыскание налога производится в судебном порядке.
При этом обращено внимание на разъяснения Президиума ВАС РФ в постановлении от 16.07.2013 N 3372/13: судебный порядок взыскания налогов, доначисленных в результате переквалификации сделки, призван обеспечить судебный контроль прежде всего за законностью доначисления таких налогов. Между тем такой контроль может быть обеспечен как путем оспаривания решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности, так и путем обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании налога, доначисленного таким решением.